Состояние естественного шока

Состояние естественного шока

  • 16.10.2020 18:23:00

Каждый человек, живущий общественной жизнью, когда-нибудь обязательно столкнётся с чужой культурой и испытает шок от существенных отличий с его порядками. На самом деле, это противоречие берёт начало ещё в детстве, когда ребёнок сталкивается с новыми знаниями о мире и непонятных привычках и образе жизни. Но на этот момент человек не имеет собственного устоявшегося мира, поэтому он способен принять эти нормы ещё на бессознательном уровне. Но взрослому человеку гораздо сложнее принять что-то новое, тем более, если это связано с непросто индивидом, а целой культурой.

Понятие «культурный шок» ввёл известный антрополог Калерво Оберг, под ним он подразумевал непросто столкновение с чужой культурой, но временную потерю своей, например, при выезде в другую страну. В этот период человек теряет устоявшуюся систему своих культурных привычек и ценностей, при этом попадая в совершенно иные порядки. Возникающий конфликт имеет индивидуальный характер, так как у каждого своя причина изменения локации (приключение, командировка, по принуждению и т. д.) и свой уровень терпимости к новому (на это влияет образование, опыт столкновения с другими культурами, а также своя собственная).

•           Фазы культурного шока представляют следующую систему: ожидание – шок – примирение – адаптация. На первом этапе личность ещё не столкнулась с чужой культурой, лишь «подготавливает» себя к встрече: надеется на определённый результат, ожидают те или иные ситуации на основе своих представлений и стереотипов о данной культуре и т. п.

•           Второй этап – это противоречие между ожиданием и реальностью. Данная фаза хорошо идёт в сравнении со встречей с двумя айсбергами: то, о чём раньше судилось лишь по верхушке, предстаёт в полном обличии. Человек видит глубину культурного менталитета, находит негативные для себя представления. При этом шок может быть положительного характера, например, если ранние ожидания были отрицательными.

•           На третьем этапе человек привыкает к знаниям об этой культуре, его кругозор становится шире. Свою личную принадлежность он тоже начинает видеть в другом ключе – это способствует глубокому пониманию и облегчает следующее столкновение с «чужим». Он становится терпимее и на четвёртом этапе можно увидеть повседневное поведение в соответствии с ценностями когда-то инородной культуры.


Нельзя отрицать того факта, что культурный шок может обернуться критично: из-за серьёзных отличий ценностей человек может проигнорировать третий этап и просто отвергнуть любую возможность сблизиться. Как уже было сказано, конфликт решается на индивидуальном уровне самим человеком. Чаще всего решающим фактором является уровень образования – широкий кругозор даёт личности понимание, что все люди разные, и каждый живёт в отличных от других условий.

Если человек неспособен признать другую культуру наравне со своей, то обычно его поведение может принять следующие формы:

•           Избегает любого взаимодействия с представителями чужой страны, общается лишь со своими соотечественниками;

•           Полностью абстрагируется от своих ценностей и перенимает другую культуру как свою, что тоже не является наилучшим решением.


Эти два исхода являются лишь побегом от реальности неготового к изменениям человека.

Культурный шок – это естественное состояние, которое развивает в индивиде современную и толерантную личность. Необязательно становится частью культуры, если какие-то ценности противоречат собственным, но необходимо принять её существование, перенять положительные стороны и расширить свой кругозор.

Идеальным вариантом для личности будет адаптация с помощью соотечественника, который уже приспособился к её культуре. В данном случае у него имеется первый опыт знакомства со страной и её людьми. Также в современном мире есть большой объём возможностей найти иностранца и на взаимных условиях установить грамотный обмен информацией о своих странах.

В современном мире возможность появления культурного шока как уменьшается, так и увеличивается в связи с многочисленными путешествиями за границу и культурным обменом. Дети могут приспособиться к иностранцам и их обычаям в школе или университете и даже общаться с ними по интернету, если возникнет интерес. Возможно, что в будущем большинство стран будет терпимо относиться к похожим культурам. Однако на данный момент проблема заключена в старшем поколении.

Сейчас на улице можно встретить много иностранцев как в одиночку путешествующих, так и группами. Люди, непривыкшие к общению с ними не желают учить их язык и тем более принимать в своей стране. Поэтому единственная возможность приспособиться к ним может возникнуть лишь в рабочей обстановке, опять же – при культурном обмене и командировках, хотя большинство организаций не предполагает данную прерогативу. Начиная жить и работать с «чужаками», человек отчётливо понимает и принимает не только другую личность, но и её культуру.

Запись на прием к врачу

Задать вопрос врачу